Размер:
AAA
Кернинг:
КK К K К  K
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Неделя здоровья матери и ребенка

Неделя здоровья матери и ребенка

06.03.2023

Планирующая беременность женщина должна быть физически в безопасности, в благоприятных социально-экономических условиях, что позволит иметь неограниченный доступ к питательным веществам и воде. В противном случае развиваются состояния, препятствующие наступлению и/или вынашиванию беременности.

Кроме того, во время беременности все системы органов женщины претерпевают значительные анатомические и физиологические изменения, направленные на создание необходимых условий для развития ребенка, что также требует дополнительных ресурсов.

Диета и образ жизни являются важными детерминантами, определяющими не только течение беременности и развитие плода, но и здоровье матери и будущего ребенка. Показано, что первые 1000 дней жизни малыша (с момента зачатия до 2 лет) имеют решающее значение для профилактики болезней во взрослом возрасте, например, недостаток или избыток питания и быстрое увеличение массы тела ребенка связаны с повышенным кардиометаболическим риском во взрослом возрасте.

В идеале питательные вещества должны поступать в организм женщины за счет разных источников пищи, однако в современных условиях сбалансированное микронутрициальное обеспечение исключительно за счет обычного пищевого рациона едва ли возможно, так как в питании современного человека преобладают рафинированные, высококалорийные продукты, с низким содержанием витаминов и минералов. К такому стилю питания применим термин «качественное голодание». Нельзя забывать, что многие люди плохо усваивают витамины вследствие генетических дефектов обмена или нарушений всасывания в желудочно-кишечном тракте, а компоненты табачного дыма, алкоголь, кофеин нарушают усвоение или увеличивают расход витаминов.

Следует при этом понимать, что вероятность успешного зачатия и правильного развития плода значительно повышаются, если уже на этапе подготовки к беременности женщина ведет здоровый образ жизни и получает все необходимые нутриенты. Это подтверждается многочисленными наблюдениями, что нашло отражение в конкретных клинических рекомендациях по прегравидарной подготовке.

Помимо трех основных питательных классов: белков, жиров и углеводов, особую важность представляют микронутриенты, обеспечение которыми должно быть достаточным для любой женщины репродуктивного возраста в связи с возможностью наступления беременности. В частности, всем планирующим беременность женщинам необходим заблаговременный (за 3 месяца до наступления беременности) и как минимум на протяжении всего первого триместра (до 12 недель беременности) прием фолатов в дозе от 400 до 800 мкг/сут. в зависимости от индивидуального риска дефицита витамина В9.

Доказано, что это позволяет на 70–92% сократить риск развития дефектов нервной трубки; до 26–40% снизить уровень врожденных пороков сердца, опасность развития преэклампсии, ранней отслойки плаценты и преждевременных родов, а также предотвратить развитие других нарушений эмбриогенеза. Достаточное потребление фолатов в преконцептуальный период ассоциируется с высоким индексом психического развития ребенка, отсутствием когнитивных нарушений, снижением риска развития онкологических заболеваний, депрессии, аутизма и шизофрении. Фолаты целесообразнее принимать в составе комплексного препарата с дополнительным содержанием витаминов B6 и B12, обеспечивающих полноценный фолатный цикл.

Россия – одна из 13 стран, не имеющая действующих законодательных и нормативных актов по обязательному йодированию соли, что способствует проживанию населения в условиях некомпенсированного дефицита йода. Наибольшую опасность представляет недостаточное поступление йода в организм на этапе внутриутробного развития и в раннем детском возрасте. Изменения, вызванные йододефицитом в эти периоды жизни, проявляются необратимыми дефектами в интеллектуальном и физическом развитии детей. Поэтому всем женщинам, планирующим беременность, беременным и кормящим рекомендуется обязательный прием йода не менее 150 мкг/сут., чтобы обеспечить нормальное развития мозга и щитовидной железы ребенка.

Кроме того, на этапе прегравидарной подготовки пациенткам из группы риска по развитию железодефицитной анемии после оценки показателей красной крови и айрон-статуса показан профилактический прием препаратов железа в дозе не менее 60 мг/нед. в интермиттирующем режиме: 3 мес. прием/3 мес. перерыв (рекомендации Всемирной организации здравоохранения), кроме случаев, когда препараты железа противопоказаны.


А для населения Земного шара, проживающего севернее 35-й параллели, к которой относится и территория России, характерен недостаточный уровень инсоляции бо́льшую часть года, что ведет к дефициту витамина D.

Исследования показали, что во время беременности гиповитаминоз D может быть ассоциирован с риском развития гестационного сахарного диабета, преэклампсии, преждевременных родов, рождения маловесных детей, а также развития у них скелетных нарушений вследствие рахита.

Поэтому женщинам, готовящимся к зачатию, а также на протяжении беременности и кормления грудью рекомендуется принимать в профилактических дозах витамин D. Согласно российским рекомендациям, лицам в возрасте 18–50 лет с профилактической целью следует принимать не менее 600–800 МЕ витамина D в сутки, а при наступлении беременности эту дозу следует увеличивать до 800–1200 МЕ/сут. В идеале – дотация витамина D и решение о дозировке необходимы после определения снижения концентрации его в сыворотке крови.

У всех женщин в периконцепционный период желательно дополнительное поступление полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) в дозировке 200–300 мг/сут. с последующим продолжением на протяжении всей гестации для профилактики осложненного течения беременности и физиологического формирования структур головного мозга, органа зрения и иммунной системы плода. Оптимальный способ увеличения поступления ПНЖК — расширение диеты, при невозможности — прием медикаментозных препаратов.

Многообразие монопрепаратов и поливитаминно-минеральных комплексов на российском рынке позволяет принимать решение о назначении конкретного препарата у конкретной пациентки, реализуя принцип партисипаторной (пациентоориентированной) медицины. Такое решение практикующий врач принимает на основании не только оценки совокупности факторов риска дефицита микронутриентов, анамнестических данных, клинической картины, лабораторных показателей, но и на основании анализа доказательной базы БАД и при условии подтверждения производителем высокого качества производственного процесса.

Квалифицированный врач, обладая широким кругозором и понимая желание женщины оставаться привлекательной всегда, кроме компенсации витаминных дефицитов, порекомендует ношение специального женского белья и косметики, позволяющей избежать или минимизировать появление стрий на коже живота, груди, бедер.

С этой целью кожу нужно питать и увлажнять кремами либо маслами, содержащими витамины А и Е, натуральные жирные и эфирные масла, которые являются отличным средством для увеличения упругости и эластичности кожи, а также экстракты полезных растений. Для беременных такие масла либо кремы особенно предпочтительны ввиду 100%-ной натуральности входящих в них жирных и эфирных масел.

Нужно понимать, что включение в рацион БАД для беременных и кормящих женщин на этапах прегравидарной подготовки, беременности и лактации позволит провести эффективную профилактику пищевых дефицитов у будущей матери и заложить основы здоровья будущих поколений.

«Совместные занятия спортом детей и родителей»

Фитнес-шпаргалка для мам: куда деть ребенка, пока занимаешься спортом - Летидор
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо.
Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время. Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда и физическое воспитание идет успешнее. Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач. Совместные занятия приносят следующие положительные результаты: - пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями; - углубляют взаимосвязь родителей и детей; - предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним; - позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, спо собствуют
всестороннему развитию ребенка. Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них - не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора. Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора. Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований - они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре. А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче. То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания.


Возврат к списку